Такое сомнительное околосудебное предпринимательство получило название «бизнеса стервятников». Иначе и не назовешь спекулятивный, а во многом и коррупционный бизнес, при котором сотрудники Burford оказывали влияние на ход судебных процессов, а затем правдами и неправдами добивались присвоения значительной доли оспариваемых активов своих клиентов.
До последнего времени этот бизнес шел в гору. Акции специализирующихся на нем компаний котировались на бирже и привлекали немалое число инвесторов.
Так могло бы продолжаться годы, юристы получали бы свои немалые гонорары, инвесторы — хороший доход, а руководители компаний продолжали бы наживаться на процессах, которые выигрывались любыми способами, включая подлог, шантаж и подкуп. Инвесторов это до определенной поры не волновало, дальше первых страниц финансовых отчетов они обычно не лезут.
Но в последние месяцы ведущая компания судебных инвесторов Burford Capital вдруг привлекла к себе повышенное внимание прессы. Это было связано с тем, что в прошлом году она взялась финансировать бывшую супругу российского бизнесмена Фархада Ахмедова Татьяну, которая в 2016 году выиграла в лондонском суде судебный процесс по разводу со своим бывшим мужем, с которым развелась в России еще в 2000 году. При этом адвокатам Татьяны удалось добиться от судьи решения в пользу истицы на баснословную сумму в полмиллиарда долларов из финансов бывшего мужа.
Поначалу проект Burford продвигался по плану: британские юристы добились ареста в Дубае находившейся там на техобслуживании яхты, принадлежавшей трастовому фонду семьи Фархада Ахмедова. Выручку от еще несостоявшееся продажи яхты Buford сразу записал себе в актив, полагая, что нажива уже в кармане.
Однако ситуация неожиданно поменялась, да так, что руководству Burford впору переквалифицироваться в домоуправы. Суд в Дубае признал арест судна незаконным, вернул яхту владельцу, а после этого еще и принял от адвокатов Ахмедова к рассмотрению иск на 200 миллионов долларов к Татьяне и Burford за незаконные действия и ущерб. Внимание к этому процессу в ОАЭ оказалось подогрето схожей суверенной историей со сбежавшей в Лондон с любовником женой шейха Дубая, которая наняла там ту же баронессу Шэклтон, которая несколько лет назад свела Татьяну Ахмедову с Burford Capital.
Тем временем громкое поражение британской компании в дубайском суде привело к потере репутации и падению акций компании. На некогда лихих «стервятников правосудия» налетели другие коршуны рынка, включая компанию Muddy Waters, которая специализируется на создании алгоритма биржевой игры на понижение. Техника Muddy Waters заключается в поисках оступившейся жертвы, которая строит свое финансовое благополучие на обмане инвесторов, с дальнейшим ее разоблачением к собственной выгоде. После проигрыша в истории с Ахмедовым Burford Capital стала идеальной целью коршунов из Muddy Waters.
Эта компания обнаружила в отчетности Buford регулярный обман инвесторов, который крайне незамысловато покрывался тем, что ее финансовый директор была женой исполнительного директора, а так называемые «независимые» директора находились в совете директоров более десяти лет, что автоматически лишает их статуса «независимых».
Итог заслуженный – акции Buford за сутки после публикации доклада Moody Waters упали наполовину.
Всего этого следовало ожидать. В XXI веке делать деньги научились на чем угодно. Но если ты втягиваешься в бизнес, основанный на обмане и подлоге, то будь готов, что рано или поздно тебя схватят за руку. Надеяться на что-то другое это стратегическая ошибка. И ещё большая ошибка считать «российских олигархов» легкой добычей. Они прошли хорошую школу и давно уже поднаторели в финансовых войнах XXI века.
Обрушение акций компании Питера Миддлтона – вполне закономерный, а главное – справедливый итог сомнительной деятельности британской финансово-юридической фирмы, объектами атак которой неоднократно становились в том числе и российские интересы, и предприниматели из РФ. Однако Фархаду Ахмедову удалось не только отстоять свои имущество и права, но и нанести встречный удар по «стервятникам» из Burford. Этот удар получился столь впечатляющим, что оправиться от него у британцев уже нет никаких шансов.
В дело уже вступили многочисленные американские миноритарии Burford. Узнав, что компания, куда были вложены их деньги, оказалась злостным и откровенным нарушителем финансового законодательства США, миноритарные акционеры подают против неё иски в американские суды, требуя возмещения ущерба. Этот процесс приведет к окончательному разорению и банкротству Burford.
Николай Виноградов
Автор: Александр Крючков
Мастер пера, обрабатывает новостную ленту.