Вор в законе Нугзар Эргемлидзе

Вор в законе Нугзар Эргемлидзе — Нугзар Зестафонский

По меркам криминального мира, настоящим вором может называться лишь тот, кто хотя бы раз побывал в местах не столь отдаленных. В биографии Нугзара Зестафонского таких отсидок хватило бы на несколько посвящений в истинные воры. Одним только этим он однозначно заслужил статус «законника», который гордо нес на протяжении всей своей жизни.

Рождение, «корона» и долгие тюремные годы

Родился Эргемлидзе Нугзар Шотаевич 10 февраля 1955 года в древнем грузинском городе Зестафони. Уже в юном возрасте парень решил пойти по воровскому пути — и довольно скоро перешел из разряда обычного карманника в статус «коронованного» вора. Процедура «коронации» Эргемлидзе состоялась в 1973 году — на тот момент ему едва исполнилось 17. Вместе с тем, мальчишеский задор никогда не был помехой для воровских дел — и новоиспеченный «законник» тут же включился в криминальную жизнь грузинских преступных группировок.

В первую очередь он начал собирать вокруг себя друзей и земляков. Так, с подачи Нугзара Зестафонского и при согласии Реваза Бухникашвили (Пецо) воровскую «корону» получил Ф. Д. Сулаквелидзе, в дальнейшем известный под погонялом Пацуа Зестафонский. Также Нузгара считают своим криминальным крестным отцом Андрей Крылов по кличке Крыл, Олег Лазарев по прозвищу Лазаренок и Давид Гваджая, известный в воровской среде как Дато Тобольский.

Слева воры в законе: Нугзар Эргемлидзе, Андрей Крылов (Крыл) и авторитет Яков Прусс

Вообще 1973 год оказывается прямо-таки судьбоносным в жизни Эргемлидзе. В этот период, кроме воровской «короны», он получает свой первый тюремный срок. 14 июня Зестафонский городской суд признает «законника» виновным по статье 151 части 2 УК Грузинской ССР и на два года изолирует его от общества.

Далее обвинительные приговоры начали сыпаться на Нугзара Зестафонского один за другим. И, забегая вперед, можно сказать, что в общей сложности он провел за решеткой около 25 лет. Грузинский «вор в законе» был 8 раз осужден судами разных инстанций: в 1976 году на 3 года и 6 месяцев (статьи 17—117 часть 1 УК ГССР); в 1978 году на 10 лет (статья 238 часть 1, статья 150 часть 2, статья 209 УК ГССР); в 1984 году на 8 (изначально 12) лет (статья 203 часть 2 УК ГССР); в 1985 году на 15 лет (статья 203 часть 2 УК ГССР); в 1994 году на 1 год (статья 238 часть 1 УК ГССР); и в 2006 году на два года (статья 222 часть 1, статья 327 часть 1 УК РФ).

Слева воры в законе: Нугзар Эргемлидзе, Валерий Коршунов (Коржик) и Андрей Крылов (Крыл)

Стремясь активно участвовать в воровских делах на свободе, во время одного из своих тюремных сроков, Нугзар попытался совершить побег из следственного изолятора. Это событие произошло в 1984 году и в своем намерении преступник оказался не один. Его поддержали воры Женя Азиат и Дато. По итогу план оказался провальным, поскольку заключенных тут же поймали и вернули обратно в СИЗО.

«Смотрящий» за Тюменью

Несмотря на практически безвылазную жизнь в лагерях, Эргемлидзе всё же смог оставить свой след в истории криминальной России. Например, выйдя на свободу в 1995 году, он направился в Тюмень. Там «законник» попытался установить свои воровские порядки и примкнул к так называемому «воровскому братству». Его соратниками в преступных делах стали известные грузинские воры Реваз Гвишиани (Резо) и Элгуджа Дигмелашвили (Гуджа). Вместе они взяли под контроль этнические ОПГ, занимающиеся угоном автомобилей и кражей борсеток.

Слева воры в законе: Бондо Мумладзе и Нугзар Эргемлидзе (фото: Прайм Крайм)

Однако в 2000 году борьба за передел сфер влияния между грузинскими, армянскими и славянскими мафиозными структурами перешла в новую стадию. Жестокое противостояние без правил затронуло в первую очередь те города и регионы, где преступники имели свой интерес. Тюмень в этом плане являлась центром пограничной области между Россией и Казахстаном, через которую как раз проходили каналы поставки контрабанды и наркотиков.

На такой лакомый кусок замахнулся местный криминальный «авторитет» по кличке Ганс (Юрий Тишенков). Грузинские воры поначалу относились лояльно к фигуре тюменского «законника» и даже делали на него ставку в войне криминальных кланов.

Вор в законе Нугзар Эргемлидзе — Нугзар Зестафонский

Однако со временем аппетиты Ганса начали расти и он принялся устранять неугодных конкурентов. Первым под его горячую руку попал некто Владимир Гарманов, который был застрелен киллером по наводке Тишенкова. Другой матерый преступник Александр Бабанов, опасаясь за свою жизнь, решил попросить защиты именно у Нугзара Зестафонского. На этом поприще грузинский криминальный «авторитет», имевший достаточно большой вес среди преступных группировок Тюмени, вошел в конфликт с Гансом. Однако впоследствии Эргемлидзе понял, что не способен выйти из противостояния победителем. К тому же, против него было открыто уголовное производство за незаконное хранение огнестрельного оружия. Совокупность этих обстоятельств вынудила вора перебраться в Москву.

Последнее пристанище истинного вора

В российской столице Нугзар Зестафонский скрывался от правосудия около трех лет, пока осенью 2006 года не был арестован сотрудниками 5 отделения ОРБ ГУ МВД России по ЦФО. Преступник, который до этого момента находился в федеральном розыске, незамедлительно отправился в СИЗО № 1 города Тюмень, где стал дожидаться справедливого суда.

Нугзар Эргемлидзе с женой и дочкой

27 декабря 2006 года Калининский суд признает Эргемлидзе виновным по статье 222 части 1 и статье 327 части 1 Уголовного Кодекса РФ. При этом ему выносят довольно мягкий приговор, предусматривающий лишь 2 года тюремного заключения. Такая гуманная позиция суда была продиктована состоянием здоровья обвиняемого. Нугзар болел туберкулезом и страдал от расстройства нервной системы, повлекшей за собой нарушение координации движений. Ко всему прочему криминальный «авторитет» тогда конкретно подсел на наркотики, что еще больше усугубляло его бедственное положение.

Видимо, совокупность последнего и всех остальных факторов привела к тому, что 22 апреля 2007 года 52-летний заключенный Эргемлидзе был найден повешенным в карцере абаканского следственного изолятора № 2.

Похоронен Нугзар Зестафонский на своей родной земле в городе Зестафони.

Могила Нугзара Эргемлидзе

Стоит заметить, что с его смертью позиции грузинского криминалитета в городе Тюмень окончательно ослабли и вся власть перешла в руки «славянских» ОПГ. Однако проигранная битва еще не означала окончательного поражения и криминальную Россию ждали новые громкие дела, в которых по факту так и не возникло победителя.


Автор: Валентин Бойко

Ведет расследования о коррупции в любых эшелонах власти

Еще интересно

URA.RU про авторитета Трофимова

Владимир Носов

Долина смерти в Якутии

Владимир Носов

Банда Раждена Питерского

Владимир Носов

Оставить комментарий