Абсолют без ручки

Дежа вю для «Абсолюта»

Таким образом полностью повторяется прошлогодняя история. В июле 2018 года международное рейтинговое агентство (в том случае это было Fitch Ratings) снизило долгосрочные рейтинги дефолта Абсолют-банка до уровня «B-», объяснив это решение «существенным вымыванием консолидированного капитала в соответствии с МСФО».

Уровень этого капитала, по данным на первый квартал 2018 года, составил 3% от величины взвешенных по риску активов. По мнению аналитиков агентства, разрушение капитала у «Абсолюта» объяснялось издержками на санацию Балтинвестбанка, консолидированного в отчетность. В результате «Благосостоянию» пришлось вносить в капитал банка 6 млрд рублей, го эти деньги были быстро съедены «Абсолютом». По мнению Moody’s, убытки «Абсолюта», составившие по итогам года 7,5 млрд руб., с лихвой исчерпали всю помощь.

Никто не знает, что делать с одним из крупнейших российских кредитных учреждений — Абсолют-банком

Изначально предполагалась, что «Благосостояние» сможет окончательно избавиться от «Абсолюта» — раз и навсегда, продав его какому-нибудь инвестору. Для этого НПФ был готов выкупить у банка пакет высокорисковых активов на общую сумму примерно на 24 млрд рублей. Это сделало был баланс банка ликвидным и привлекательным для инвесторов. По крайне мере так казалось управляющим пенсионного фонда. Реальность оказалась более жестокой. Найти покупателей не удалось — давил груз Балтинвестбанка, который оказался неподъемной махиной даже для «Абсолюта». ЦБ категорически запрещал не только продавать «Абсолют» без Балтинвестбанка, но и требовал найти такого инвестора, которого бы самого потом не пришлось спасать — на этот раз не за счет железнодорожников, а за счет Фонда консолидации банковского сектора.

План-схема

«Благосостояние» хотело избавиться от «Абсолюта», так как готовилось к акционированию по требованиям ЦБ, и в 2019 году предполагало показать инвесторам белый и пушистый баланс, очищенных от сомнительных историй «Абсолюта» и (тем более) Балтинвестбанка. Из-за провала сделки банкирам пришлось импровизировать. Получив деньги на увеличение капитала летом 2018 года, они дождались нового финансового года и направили 5 млрд рублей на кредит ООО «Контрол лизинг» на на срок 5 лет. Эта сделка сразу привлекла внимание участников рынка, так как носила, скажем так, технический характер. Дело в том, что председатель правления Абсолют-банка Татьяна Ушкова является по совместительству членом совета директоров «Контрол лизинг». Со всеми вытекающими последствиями. То есть речь идет об управлении финансовыми потоками внутри одной группы. Но риск-профиль всей группы от перемены всех слагаемых не меняется.

Председатель правления Абсолют-банка Татьяна Ушкова

Подобные сделки представляют собой, по большому счету, modus operandi всей группы, так как аналогичные операции проводились по системе и раньше — 28 декабря 2018 г., 3 мая 2018 г.

По сути, это сходит с рук банкирам, так как никто толком не понимает, что делать с финансовым бегемотом, занимающим 33-е место в России по размерам активов и имеющим обязательства перед населением на сумму 103,89 млрд.

Когда-то у Абсолют-банка была совершенно иная репутация — кредитное учреждение принадлежало бельгийской группе KBC. Но в мае 2013 года его купили структуры НПФ за 300 млн евро, после чего присоединили насквозь схемный «КИТ Финанс», спасенный силами тогдашнего РЖД от неминуемого краха в 2008 году. А затем в декабре 2015 года добавили еще и Балтинвестбанк, финансовым оздоровлением которого занимается с тех пор «Абсолют». Получается не очень.

Продать всю эту «ситуацию» не получается, а бросить никто не даст. Приходится импровизировать.

Александр Кузьмин


Автор: Владимир Носов

Бессменный главный редактор, в незапамятные времена работал в издании РБК

Еще интересно

Андрей Никитин вошел в состав консультативной комиссии Госсовета РФ

Жителя Нижнего Новгорода спасли из рабства

Главный по наночипам попался на «отжиме»

Владимир Носов

Оставить комментарий