Трагедия Юсупа Темирханова

Юсуп Темирханов

Пробка из сотен машин, людской поток, заполнивший узкие улочки чеченского села Гелдаган — жители республики три дня шли к дому Юсупа Темирханова, чтобы выразить соболезнование его семье. Среди первых посетителей — отец Эльзы Кунгаевой, убитой в 2000 году под Танги-Чу.

За это преступление в 2003-м был осужден командир 160-го гвардейского танкового полка полковник Юрий Буданов. Через 6,5 лет вышел по условно-досрочному, и в июне 2011-го был убит в Москве. По версии следствия, в бывшего полковника (звания и наград его лишили по суду) на Комсомольском проспекте стрелял Юсуп Темирханов. Это подтвердил суд, но Юсуп Темирханов вину не признал.

На минувшей неделе в колонии у него остановилось сердце, и похороны киллера в Чечне обнажили ментальную пропасть между жителями, казалось бы, одной страны.

Къонах Темирханов

Къонах — таким званием наградили Темирханова чеченские СМИ. Это высшее признание заслуг перед чеченским народом. Герой, пожертвовавший собой ради блага нации. Чтобы заслужить это звание, нужно, как минимум, отправиться в исследовательскую экспедицию на Марс, причем понимая, что это билет в один конец. Или убить человека в спину… Не ставится знак равенства, правда?

«Лишение его свободы сделало его в глазах чеченского народа и миллионов молодых людей из других регионов человеком, отомстившим за надругательство над Эльзой Кунгаевой и ее убийство Юрием Будановым, — прокомментировал Рамзан Кадыров. — Он сохранил честь, мужество, достоинство, найдя в себе силу воли не взять на себя чужую вину, не признаться в том, что он не содеял. Однако, суд своим обвинительным приговором, помимо воли самого Юсупа Темерханова, сделал его героем, отомстившим за поруганную честь».

Глава Чечни тоже приехал на поминки в Гелдаган и по-восточному витиевато объяснил необъяснимое — как можно считать героем убийцу, который к тому же в убийстве не признался. В Чечне, наверно, его поняли. За ее пределами (так и хочется написать «в России») — не очень.

— Если мы живем в одной стране и составляем единое общество, то нужно выработать общую систему оценки тех или иных фигур, границ дозволенного, — поделился публицист Егор Холмогоров. — Да, для носителей своего мировоззрения и культуры Темирханов — герой. Он отомстил. Но при этом что говорят русским — не считайте Буданова героем, давайте жить в общем доме. Нам говорят — не имейте своих пристрастий, оценок происходящего, не вспоминайте темные и мрачные страницы нашего недавнего прошлого, как, например, истребление русских при Дудаеве. А с той стороны, наоборот, подобные публичные демонстрации проводятся на высоком уровне.

— И в остальной России это вызывает оторопь…

— Очень важно, чтобы в Чечне услышали, что подобная демонстративность и подчеркнутость вызывает в остальной России удивление, мягко говоря. Надо помнить и другое. Все, что сделал Буданов, так или иначе происходило в рамках боевых действий. На войне случаются многие ужасные вещи, которые в мирной жизни представить невозможно. А Буданова застрелили на московской улице в спину. Это даже не мужской поступок. И претензия на героизацию Темирханова создает настолько странный образ чеченского народа, что мне боязно. Только начали все эти старые раны затягиваться, и вдруг новое напоминание о том, что все может вспыхнуть в любой момент.

Юрий Буданов

— Может мы просто живем в разных мирах? У нас общество более-менее демократичное и открытое. У них — моноэтнический регион с жестким управлением на восточный манер…

— Если в Чечне будет демократия, то России от этого лучше не станет. Режим там жесткий, но ориентированный на сосуществование с Россией. И я, в принципе, понимаю, почему Кадыров поехал на похороны — он хочет быть популярным у своего народа. Но тот факт, что для этого ему нужно делать подобные жесты, говорит о том, что подлинного замирения и интеграции не произошло.

«Буданова тоже хоронили как героя — с военным оркестром», — вспоминают сегодня в соцсетях. Но почетный караул тогда был личной инициативой друзей полковника, а не позицией Министерства обороны и тем более государства. Хотя он армии отдал почти 20 лет. Из политиков на похоронах был разве что Жириновский, которого пришедшие проститься с Будановым офицеры быстро осадили: «Здесь вам не митинг». Да и сам факт убийства Эльзы Кунгаевой воспринимать как подвиг никому в голову не приходило. Юрий Буданов понес за него наказание по законам Российской Федерации.

Но, как показали похороны Темирханова в Чечне, законы гор там чтят выше.


Автор: Александр Крючков

Мастер пера, обрабатывает новостную ленту.

Еще интересно

Смотрящий по Воронежу вор в законе Олег Плотников

Владимир Носов

Вор в законе Лаша Джачвлиани — Лаша Очамчирский

Владимир Носов

Криминальный авторитет Эльшан Мамедов

Владимир Носов

Оставить комментарий