Как ростовые куклы вымогают деньги у прохожих

Ростовые куклы кабанов, жирафов и зебр за последние несколько лет стали неотъемлемыми символами исторического центра Москвы. Они дурачатся, веселят прохожих, но на самом деле главная цель людей в костюмах животных — ваши деньги. Простые фотографии на ваш телефон могут стоить кругленькой суммы.
Как же устроен незаконный бизнес с миллионными оборотами, суть которого — вымогание денег?
Недетское вымогательство
Мультяшные герои в ростовых костюмах — не редкость для столицы и большинства российских городов. Эти милые персонажи впервые начали появляться в пешеходных зонах и у метро около десяти лет назад. Правда, тогда они раздавали листовки с акционными предложениями близлежащих магазинов и кафе. А главное — ничего не требовали взамен. На просьбы сфотографироваться, если такие и случались, они реагировали спокойно. Как правило, это были инициативные студенты, поэтому повеселить народ и подурачиться им самим было в радость.

Однако с годами безобидное дурачество переросло в высокодоходный бизнес. Листовки исчезли, а ростовые куклы попросту «озверели». Они стали охотнее заговаривать с прохожими, чтобы втереться к ним в доверие и… заработать. Пара фотографий на телефон может обойтись в несколько сотен и даже тысяч рублей, да и просто так уйти от навязчивых кукол вряд ли получится. Среди жертв — преимущественно иностранцы и мамы с детьми. Их легче всего заинтересовать. И, как следствие, легче вытащить деньги за фотографии.
С годами у профессионалов этой отрасли появился свой сленг и даже система работы, которую передают буквально из уст в уста.
«Прокат»

Так между собой ростовые куклы называют работу с жертвой. «Прокат» начинается со зрительного контакта. Тут можно махать копытами, прыгать, крутить хвостом — хоть на ушах стоять, но на расстоянии. Иначе можно спугнуть клиента. Главное, чтобы на них посмотрели. Когда контакт установлен — жертва улыбнулась или помахала в ответ — «зебра» подходит, чтобы «дать пять». Если и это сработало, жертву можно и приобнять. Особенно хорошо в эту ловушку попадаются дети и иностранцы.
Несмотря на откровенно грязные и потасканные костюмы, они, то ли из вежливости, то ли от недоумения, принимают объятия. Именно в этот момент начинается работа. Самый важный этап «проката» — фото на ваш телефон. Без него не будет повода для вымогательства.
Как правило, к фото с «зеброй» невзначай присоединится «слон» или «жираф». Это делается не столько для красивой картинки, сколько для увеличения стоимости фото. Да и настаивать на том, что надо заплатить, в одиночку куда сложнее, чем в паре.
Фотосессия «под копирку»

Кульминацией каждого «проката» будет стандартная фотосессия. Абсолютно всегда она включает пять разных поз. Поза на «Титанике» из известного фильма или эффектный реверанс — каждая из этих фотографий уже через минуту обойдётся в кругленькую сумму.
Печальная развязка
Как только фото на телефон сделаны, начинается самая грустная часть действа. Счастливого прохожего, который до этого ни о чём не подозревал, просят расплатиться. О расценках рассказывают вежливо, но достаточно настойчиво.
— Ты мне «косарь» (тысячу рублей. — Прим. ред.) должен, — говорит аниматор, снимая с себя голову ростовой куклы. — Мы берём за три кадра — это вообще полторы выходит. 300 — детский, 500 — взрослый. Берём за три кадра.
Остальные кадры — как бы в подарок. Видя возмущённые лица клиентов, аниматоры сразу добавляют, что предупреждали о том, что услуга — платная. В крайнем случае вежливо извиняются, говоря, что забыли сказать об этом заранее. В любом случае заплатить придётся, ведь в считаные секунды ещё несколько ростовых кукол попросту окружают жертву, не давая уйти.
На самом же деле суммы в 500 и 300 рублей за фото — условные. Задача каждой «зверушки» — вытащить из прохожего как можно больше денег… и желательно наличными. Если, к примеру, в ловушку попался иностранец или богатый с виду человек, то стандартная стоимость увеличится сразу в десять раз! С разменом тоже не всё так просто: после того как купюра в тысячу рублей попадает в руки мошеннику, он будет делать всё, чтобы не дать сдачи!

Если же у жертвы не оказалось наличных, в ход идут современные банковские услуги. Мошенники без зазрения совести предлагают перевести деньги на карту.
— Это не очень удобно, — говорит один из аниматоров. — Нам кассу вечером надо сдавать наличными.
То, что такой перевод станет прямой уликой в уголовном процессе, многим из них даже не приходит в голову.
Издержки «профессии»
К слову, сложности с правоохранительными органами аниматоров не очень-то и страшат. По их собственному признанию, полиция заберёт всех причастных с конкретной точки, но при условии, если жертва напишет заявление. Однако до этого дело доходит редко. Даже если мошенников забирают в отделение, они отделываются административными штрафами.
На волоске от уголовного дела не так давно оказалась аниматор Женя. Она приехала в Москву из Молдовы и стала заниматься чем придётся. У Жени нет ни российского гражданства, ни регистрации, зато есть смелость выйти на такие заработки. Полицейских девушка намеренно сторонится, но без риска в её новой профессии — никуда.
Женя с напарником были задержаны за то, что «прокатили» корейца. Мужчина заплатил аниматорам, а потом обратился с заявлением в полицию.
— Получилось, что мы взяли 3000 рублей и 4000 рублей, —рассказывает она. — Нам приписали грабёж. Шесть часов сидели в отделе, потом опер сказал, что всё — вам светит по четыре года каждому.
Избежать тюрьмы девушке удалось чудом. Напарник Жени, возвращая жертве деньги, сумел уговорить корейца сказать полицейским, что часть денег они ему вернули ранее, и забрать заявление.
— Я не плакала, — говорит аниматор, — у меня не было истерик, но я переживала. Такие ситуации бывают, ничего страшного. Как видите, я здесь и работаю дальше.
Работа мечты
Отсутствие эмоций выглядит вполне естественным на фоне того, сколько зарабатывают аниматоры в месяц. Зарплата молодых людей, а именно они работают с людьми на улице, сравнима с зарплатой столичного менеджера среднего звена в крупной компании. И это только половина доходов.
— Фотографируешься, берёшь деньги, пятьдесят процентов от кассы получаешь ежедневно, — рассказывает об условиях работы один из администраторов. — График с 11 до 20, час — перерыв на обед. В среднем более-менее опытные ребята, которые уже раскачались, четыре-пять (тысяч рублей. — Прим. ред.) — по будням. В выходные — от пяти и выше.
Рабочий день начинается в Калашном переулке, что неподалёку от Арбата в Москве. В доме номер пять рядом с Посольством Эстонии находится офис аниматоров: комната в семь квадратных метров, приспособленная для складирования тех самых ростовых кукол. Помимо шкафа с полками там есть стол для администратора с амбарной книгой для записи всей бухгалтерии и доска с планом выручки с каждой точки.

Так, например, с Петровки за один только будний день нужно приносить как минимум 12 тысяч рублей, а вот с Арбата, где всегда больше туристов, все 20.
В течение дня все контакты только с двумя администраторами. Они сами принимают аниматоров на работу, сами следят за распорядком дня. Оба представляются Андреями — один Соколов, другой Спиридонов. В подлинности имён иногда сомневаются и сами аниматоры — говорят, не всегда откликаются на имя Андрей. Они же вечером принимают кассу.
К слову, покидать рабочее место до получения СМС («На базу») аниматорам категорически запрещено. Специально для провинившихся есть особое наказание — работа «золотыми», «серебряными» или «бронзовыми» статуями. Они также находятся под контролем администраторов. Это самые ненавистные роли среди аниматоров. Зарабатывают меньше. Да и мараться никому не хочется. Поэтому обычно они достаются провинившимся.

Вымогание денег у прохожих — довольно прибыльное дело. Ежедневная выручка со всех точек — как минимум пятьсот тысяч рублей. А вот вкладываться здесь практически не нужно — костюмы ростовых кукол можно купить с лёгкостью и за небольшие деньги. Самая дорогая будет стоить десять тысяч рублей, костюмов на складе около 30. Даже с учётом аренды помещения бизнес окупится за пару дней.
Аспекты бизнеса понимают и сами аниматоры, поэтому многие хотят начать зарабатывать так же: набрать студентов, выдать костюмы и «рубить» по-крупному. К слову, пример такой у них у всех на слуху: некие Дима и Вова, поработав так в Москве, уехали в Казань, договорились с полицией и теперь стали авторитетными людьми (по мнению аниматоров). Однако никто из них даже не задумывается о том, что такой бизнес вне закона.
Запретить или сократить?
Подобный нелегальный бизнес появился гораздо раньше в странах Европы, но и там уже давно поняли, что это портит репутацию страны в глазах иностранных туристов. Так, в сентябре этого года в Праге городской совет запретил ростовых медведей, потому что они «не несут никакой культуры, служат лишь для зарабатывания денег».
Иной путь выбрали для себя власти Испании. В муниципалитетах ввели обязательную сертификацию уличных артистов (исп. — artistas callejeros). Однако единственным способом заработка для них является шляпа на полу и табличка с просьбой о пожертвовании.
Однако если вы вдруг всё же попали в ситуацию, когда от вас требуют деньги за фотографию, то важно помнить, что между сторонами конфликта нет никакого письменного соглашения, а факт покупки и оплаты нигде не зарегистрирован. Помимо этого вас, скорее всего, не предупреждали о том, что эта услуга платная. Поэтому вы в любой момент можете отказаться от услуги. Если же аниматор начинает проявлять агрессию, требуя деньги, вы можете предложить удалить при нём фотографии с вашего телефона.


Автор: Александр Крючков

Мастер пера, обрабатывает новостную ленту.

Еще интересно

Прокуратура признала коррупционером замминистра строительства Челябинской области. СКАН

Владимир Носов

Карась «Атамекена» Аблай Мырзахметов не прочь проглотить цель не по рангу

Как слили секретный архив Верховного суда РФ

Владимир Носов

Оставить комментарий