Генерал печальной карьеры

За ВДВ

Что заставило боевого генерала пойти на такой бунт?

Общественник Вадим Тарнецкий знает Евкурова больше 20 лет и генеральским демаршем совершенно не удивлен – говорит, Евкуров такой был всегда.

– Я познакомился с ним в конце 90-х, он тогда еще был в звании майора, возглавлял десантную разведку Ивановской дивизии. Он мне представился Юрой. Я называл его Юрием Борисовичем. И честно говоря, долгое время думал, что он белорус – акцент у него был, но не выраженно кавказский, – рассказал «Собеседнику» Вадим Тарнецкий.

Евкуров – уроженец ингушского села, выходец из многодетной семьи, где у него было 11 братьев и сестер. Военную карьеру избрал сразу после армии. Рослого и крепкого ингуша с удовольствием взяли в Рязанское училище ВДВ.

– Именно во время учебы он подружился с Михаилом Бабичем, который позже занимал разные государственные должности. И я думаю, именно этот союз помог Евкурову в его карьере, – считает Тарнецкий.

В армии – смолоду

В разведку с Евкуровым

Армия в конце 90-х была в плачевном состоянии. Но Евкуров, по воспоминаниям, своих бойцов всегда держал в боеготовности.

– Летом они проводили учения в лесах. Месяц жили в палатках. И Евкуров вместе с солдатами. Помню, в один из дней было задание пройти 120 км пешком по лесу. В другой раз Евкуров разбил десантников на 2 группы – одних одел в натовскую форму и поставил охранять мост, второй группе дал задание занять объект. Сам сидел в кустах, наблюдал. Час, два, ничего не происходит, потом по реке на лодках проплыла гуляющая свадьба – песни под баян, веселье. Проплыли – и сразу доклад по рации: «Задание выполнено». Оказывается, десантники под прикрытием свадьбы сумели захватить мост. Правда, им пришлось подкупить местных жителей, отдав им свой дневной паек. Остались голодными, но приказ исполнили – авторитет Евкурова среди сослуживцев был очень высок. Еще было, что они весь день рыли себе убежища – целые подземные города выкапывали! К концу месяца все выматывались, конечно. Помню, я как-то пришел в нашу общую офицерскую палатку и не нашел припрятанные полбутылки водки. А от абсолютно непьющего Евкурова шел водочный запах! – вспоминает Тарнецкий.

Балканский рубеж

Вояка из Евкурова действительно вышел хороший. На Северном Кавказе он участвовал в освобождении 12 российских военнослужащих. А в Косово, куда отправился воевать, возглавил группу из 18 российских военных и 20 сербов, которые смогли занять аэропорт Слатина, опередив англичан и подобравшись к объекту никем не замеченными.

Детали операции до сих пор засекречены. Но в военных кругах говорят, что все участники действовали на свой страх и риск: помощь, в случае чего, могла и не прийти – руководство страны колебалось. Позже за «приштинский прорыв» Евкуров получил Звезду Героя. А весной этого года вышел фильм «Балканский рубеж», где прототипа Евкурова сыграл Гоша Куценко.

Евкуров (третий слева) в Приштине, 1999 г.

«Эй, водила, а где президент?»

Военная слава и поддержка влиятельного Бабича привели Евкурова в Ингушетии на президентский пост. В 2008 году в Кремле срочно искали замену непопулярному в народе главе региона Мурату Зязикову и остановили свой выбор на бравом генерале.

– В самом начале Евкуров сам ездил за рулем по республике, мог остановиться на любой улице, у любого дома, зайти, спросить, как дела, как жизнь. Приезжал на свадьбы и похороны, спрашивал, как люди живут. Был свой для народа, одним словом, – вспоминает бывший пресс-секретарь Евкурова, адвокат Калой Ахильгов.

Новый глава региона отменил свою инаугурацию из экономии средств, обнародовал свой личный телефон для обращений, выгнал из кабинета пару взяточников, которые предлагали кто 200, кто и 600 тысяч долларов, чтобы «задружиться». Байка или нет, но одного особенно настырного «друга» пришлось вытолкать взашей с применением силы. В 2009 году Евкуров отправил в отставку все правительство. Конечно, все обиженные, отодвинутые или не допущенные до госкормушки деятели затаили зло.

– У Евкурова было много врагов среди ингушских элитариев, – подтверждает Журавлев. – И они всегда играли против главы. Что было не так уж и сложно: Ингушетия была и остается одним из самых бедных дотационных регионов, хотя сейчас в республике улучшилась инфраструктура, появилось больше рабочих мест, вырос уровень жизни.

– 10 лет во власти в нашей системе никого не делают лучше, – возражает Калой Ахильгов. – Предприятия открывались, но не все из них работают. Сейчас начинается скандал с устройством в ГУПы 65 тысяч «мертвых душ». Евкуров, конечно, не нажил дворцов, не пристроил родственников на хлебные места, но вся его родня стала жить заметно лучше.

И сторонники, и противники Евкурова признают: терроризм на своей территории он победил. Ценой и своего здоровья – в 2009 году на него было совершено покушение, Евкуров был ранен, чудом остался жив.

– Он ездил вместе со своим братом на встречи, на которые не поехал бы ни один Зязиков, ни один русский, ни один чекист, – рассказывает Вадим Тарнецкий. – Говорят, на одной из таких встреч боевики спросили Евкурова, который в солнечных очках, кепке и камуфляже сам приехал за рулем «Нивы»: «Эй, водила, а где президент?» «Я президент», – ответил Евкуров.

– Боязнь – это вообще не про него, – признает и Калой Ахильгов. – И при всех недостатках Евкуров просидел бы и третий срок на посту, но он сделал роковую ошибку – подписал соглашение о пересмотре границ с Чечней 26 сентября прошлого года. Народ ему этого не простил, посчитал предательством. Тем более все помнят, что несколько лет назад он сам высказывался против этого. Мы до сих пор не можем понять, зачем ему это было нужно и кому он не смог сказать «нет» – Рамзану Кадырову или Кремлю.

Пограничное состояние

– Это же самоубийство – на Кавказе двигать границы! Там на каждом заброшенном метре найдутся могилы восьмиюродной бабушки, которые кому-то дороги. Здесь был равноценный обмен землями, но доказать это протестующим невозможно, – объясняет Журавлев.

– Ингуши вышли на улицы и оставались там вплоть до отставки Евкурова именно потому, что были ущемлены интересы нашего народа, – настаивает на своем Ахильгов.

– Евкуров искренне хотел все уладить, но не вышло. Да и как это было сделать, имея народный бунт внутри республики, а через дорогу – такого человека, как Рамзан Кадыров, – замечает политолог Алексей Малашенко. – Поиск компромиссов на Кавказе воспринимается как слабость. И в Кремле тоже, видимо, так рассуждали: есть Кадыров, который держит свою республику, и есть Евкуров, который не держит. На самом деле за такими политиками, как Евкуров, будущее. Просто он появился слишком рано.

P. S.

Министр обороны Сергей Шойгу отказался прокомментировать информацию о том, что Евкуров станет его заместителем: «Вы у него спросите».

Римма Ахмирова


Автор: Владимир Носов

Бессменный главный редактор, в незапамятные времена работал в издании РБК

Еще интересно

День за днем: 21 июля

В Госдуме намерены ограничить использование дорожных камер

Владимир Носов

Секретарь СНБО Украины Данилов заменил имя представителя КНР Ли Хуэя матерным словом

Владимир Носов

Оставить комментарий