Член-корреспондент РАН Алексей Сиренов: «Великий Новгород – это наша российская античность»

Вчера, 28 июля, Великий Новгород посетил избранный директор Санкт-Петербургского института истории РАН, член-корреспондент РАН Алексей Сиренов. Цель обещанного еще в марте визита – организация юбилея Новгородской группы Санкт-Петербургского института истории РАН. С этого вопроса мы и начали интервью.

– В этом году Новгородской группе СПб Института истории РАН исполняется 80 лет. Почему же так важно изучать историю Новгорода?

– Великий Новгород — это наша российская античность. В культурной истории каждого народа есть некая эпоха, от которой начинается отсчёт. Для русского, украинского, белорусского народов есть такое общее прошлое, общая «античность», общая древность – это Древняя Русь. Но ни в украинских землях, ни в белорусских эта древнерусская традиция не сохранилось в столь полном виде, как в России. А в России точка отсчета – это, конечно, Новгород. Это крупнейший центр древнерусской государственности, древнерусской культуры, который не был разорен в результате татаро-монгольского нашествия. И высококультурная домонгольская Русь жила и подпитывала собой зарождающееся Московское государство.

Эта преемственность важна не только для изучения истории, она важна для понимания наших корней. Во многом мы начались в Новгороде, и изучать эту культурную традицию чрезвычайно важно, это осознавали уже в XIX веке. Неслучайно крупнейшие наши историки всегда уделяли истории Новгорода большое значение. Поэтому появление 80 лет назад академического подразделения по истории Новгорода – совершенно закономерное явление. Оно базируется на научных традициях XIX века, оно реализовывалось благодаря исследованиям XX века. И наша задача – эту традицию не нарушить, а развивать ее, сделать так, чтобы современные новгородские исследования были бы столь же эффективными, как исследования наших предшественников.

– А какие проблемы встают при изучении «российской античности»?

– Был такой в XVIII веке историк немецкого происхождения Август Людвиг Шлёцер. Он приехал в Россию и стал одним из основоположников нашей российской исторической науки. Он говорил, что есть несколько этапов изучения истории. Этап собирания истории, этап анализа, этап написания, и последний этап – это «живописание истории», то есть отражение истории в культуре. Можно сказать, что завершен первый этап по сбору памятников письменности. В частных руках остались буквально крохи, большая часть хранится в государственных хранилищах. Но лишь малая часть нашего документального наследия прошлого имеет научное описание! К тому же, большая часть не публиковалась. Эта проблема ведет к тому, что по некоторым темам нельзя сделать обобщений. Они будут неверны по определению, ведь большой массив данных ещё не введён в научный оборот, не описан и не опубликован.

Следовательно, задачи нашего поколения: описывать, публиковать, вводить в научный оборот. И первейшая задача – сохранить это наследие, потому что древние памятники стареют. Можно встретить такую позицию, что эти документы в шкафах 500 лет простояли и ещё 500 лет простоят. Они 500 лет простояли, потому что они были моложе! А с десятилетиями процесс старения ускоряется. Мы должны относиться с вниманием к здоровью пожилых людей, точно так же мы должны с особым вниманием относиться к сохранности наших древних памятников. Важно их сохранить и передать нашим потомкам. Даже если мы в наших исследованиях ошибёмся где-то, то последующие наши поколения это исследуют. А вот если это мы не сохраним, то потомкам уже будет нечего исследовать.

– В чем историческая наука может помочь новгородской туристической сфере?

– Новгород очень многое потерял. Надо сказать, что в процессе формирования единого государства, начиная с конца XV века, теряли свое наследие все древние города. Оттуда вывозили наиболее ценные древние памятники в Москву. Так, много вывезли в Москву в XVI веке. Этот процесс продолжался в XVIII и XIX веке. А в XX веке Новгород в трагедиях послереволюционного времени и Великой Отечественной войны потерял очень много из своего культурного богатства. И туристы сейчас не видят всего богатства новгородской культурной традиции. Поэтому я считаю, что мы можем и должны заниматься реконструкцией того, что было в Новгороде. Не в том смысле, что обязательно все эти памятники возвращать, но вполне реально осуществить исследовательскую реконструкцию, виртуальную реконструкцию.

– А вы, как турист, на какие новгородские объекты обращаете внимание?

– Я не воспринимаю себя туристом. Новгород – один из моих любимых городов. Я часто сюда приезжаю. И каждый раз я себе определяю – куда я схожу в этот раз, на какой я храм посмотрю. Даже если отвлечься от Средневековья, потому что средневековый Новгород бесконечен. Очень интересен, например, Музей изобразительных искусств с коллекцией живописи XIX века, прекрасное собрание.

Итогом визита Алексея Сиренова стал подробный план культурных и научных мероприятий, посвященных 80-летию Новгородской группы (сектора) СПб ИИ РАН. Читайте «53 новости», мы обязательно осветим эти важные события.

Беседовал Дмитрий Асташкин при участии Ирины Беловой.

Фото: Дмитрий Асташкин.


Автор: Владимир Носов

Бессменный главный редактор, в незапамятные времена работал в издании РБК

Еще интересно

Как Сундуков-Валевский контракты с минздравом продавал

Владимир Носов

Навальный выпустил расследование об угодьях, особняках и псарнях сенатора Клишаса. ВИДЕО

Владимир Носов

Как РЖД сцену от солнца поворачивало

Владимир Носов

Оставить комментарий